Как сделать плохую короткометражку

«Люди могут достичь в какой-то области разумных результатов только после того, как они в этой области исчерпают все возможные глупости.»

Фонтенель

«Я решил никогда больше не смотреть студенческие фильмы. Я говорю тем, кто приходит ко мне устраиваться: ‘Я возьму вас на работу, только не заставляйте меня смотреть вашу короткометражку.’ В большинстве таких фильмов есть две вещи: некрасивая девушка и самоубийство. Если это комедия, то в ней будет некрасивая девушка и собака. Я в курсе. Я сам снимал такие фильмы в молодости, и точно так же делал и мой сын. Но эти детки собираются отнять мою работу, поэтому пусть хотя бы делают её хорошо.»

Чак Воркман, глава комитета по академическим связям гильдии американских режиссеров

Да как мы смеем?

В целом, студенческие короткометражки — отстой! Здесь у меня — не советы, а просто конкретный перечень распространенных ошибок, которые я вижу в плохих студенческих фильмах снова и снова.

Перед тем, как сделать студенческий фильм, прочитайте этот список. Если вы — гений, пошлите к чёрту все эти правила. Но если вы думаете, что вы гений, то скорее всего вы — не гений. Так что не рискуйте и не требуйте зрителя врать на ваш вопрос: «Ну что скажешь про мой фильм?»

Вот он, список этих ошибок.


Dolly/Zoom (Втягивание фона)

Ну, это без вопросов. Это наиболее вопиющее, абсолютно не творческое, не крутое, абсолютное НЕТ для любого студенческого фильма. Да-да, он есть у Хичкока в «Vertigo», у Спилберга — в «Челюстях», но хватит, значит — хватит. Этот приём — старый добрый штамп. Кстати, что же это за зверь такой? Это одновременный Dolly-In/Zoom-Out (наезд тележкой, отъезд камерой) или наоборот, при этом фон сжимается (уменьшается), а объект в кадре сохраняет свой размер. Ну, пожалуйста, не используйте! Dolly/Zoom — такой любимый студенческий штамп, что является объектом постоянных шуток.

Фильм со «страдающим художником»

Начинается обычно так: страдающий творец (писатель / художник / скульптор / музыкант, в 90% это писатель) борется с внутренним конфликтом (умер родственник, приближается срок сдачи произведения, есть Бог или нет, и т.д.). Нашего терзаемого героя встречает муза (красивая женщина, обаятельный старикан, магический артефакт, и т.п.) который помогает герою прийти к творческому прорыву и добиться успеха (закончить роман, нарисовать картину, слепить копию музы, или выступить на большой сцене).
Фильм со «страдающим художником», как правило, предполагает так называемую «внутреннюю борьбу», которая надёжно погружает зрителя в здоровый сон с первой же минуты просмотра. Часто при этом мы видим «интроспективные кадры», в которых герой добрую минуту неподвижно смотрит в пространство перед собой (и как же при этом не подымить сигареткой). Запомните, всё это — претенциозная какашка.

Кадры, изображающие мысли героя

Если вы не хотите, чтобы ваш фильм выглядел, как эпизод из старого кунг-фу боевика, держитесь подальше от кадров — мыслей героя. Их использование обычно говорит: «Я так и не придумал лучшего способа рассказать о характере героя».

Цайтраффер (time-lapse)

Ну вот, у вас есть 15 минут, что рассказать свою историю в короткометражке. К каждой секунде экранного времени следует отнестись как к золоту. Цайтраффер демонстрирует не только неспособность структурировать ваш фильм темпоритмически, он заставляет аудиторию ждать. Постарайтесь найти простой и эффективный способ показать течение времени, не прибегая к этому слишком легкому повествовательному приёму.

Плохой звук/музыка

У вас может быть вполне неплохой фильм, но плохой звук опустит кино до своего низкого уровня. Ничто так не выдаёт студенческий фильм, как саундтрек. Ясное дело, бюджет жесткий, но многие режиссеры просто не придают звуковому оформлению никакого значения. В результате имеем красивую картинку с плохо сведённым, отвлекающим звуком. А если вы хотите снимать на 16-мм пленке, помните, что кинокамера шумит. А вот вам бесплатно стандартный список самых плохих инструментов для саундрека:

  1. Синтезатор (стандарт для старой порнушки)
  2. Рок-группа вашего приятеля (играют, скорее всего, дерьмово)
  3. «Одинокое, задумчивое фортепиано»
  4. «Одинокая гитара» (особенно фламенко)
  5. Воющий кларнет
  6. Панихида на виолончели
  7. Бодренькая музычка, «а ля» музыкальный автомат
  8. Перестук на деревянных блоках.

Кадры типа: «Посмотрите на меня, я режиссер!»

Например:

  • мусорный ящик, или подобный треш на переднем плане
  • план сверху без особой причины
  • кадр под хитрым углом (а сделаем-ка мы, «как у датчан»)
  • и популярный приём с субъективной камерой, POV (point-of-view) shot, иначе известный как «ставим камеру в мусорку/холодильник/туалет/почтовый ящик». Ладно, может быть, оно действительно вам нужно, но в целом — это фигня.

Супермедленный диалог

Как-то преподаватель киношколы сказал мне, что 3-м секундам реального времени соответствует 1 секунда экранного времени. Посмотрите студенческий фильм и обратите внимание на длинные паузы между репликами. Почему так? Я не знаю, но если посмотрите обычный средний полнометражный фильм, вы увидите, что диалог часто происходит крайне быстро. Возможно, потому, что мы воспринимаем на слух значительно быстрее, чем люди обычно говорят. А студент, наверное, этими паузами пытается отвлечь нас от непродуманных диалогов. Плохо написанная реплика будет висеть в воздухе, как зловоние, если за ней не последует свежая строка, чтобы очистить воздух.

Неподходящие актеры

1. Зритель — не дурак, и догадается, что играет не актрисса, а ваша девушка.
2. Он также догадается, что некрасавица, которая играет у вас роль супермодели — на самом деле ею не является.
3. Во многих студенческих фильмах показано как какое-то чудо — почему это девушки не виснут на этом компьютерном фрике.
4. Не заставляйте ваших друзей играть «стариков». Пудра и седой парик не помогут. А накладная борода — тем более.

Игра «бровями»

Это — для маленького театра-студии, но не для фильма. Это слишком выразительное использование лицевых мышц — больше подходит для мимов, чем для кино. Такая игра сойдёт разве что для фильма, в котором у героев секс происходит в первые несколько минут.

Фильм, в котором ничего не происходит

Очень часто встречается в плохих студенческих фильмах. Как правило, главный герой тратит время на бессмысленные разговоры, которые ни к чему не приводят. И так ничего и не происходит в течении 45 минут. В конце, как снег на голову, выстреливает неожиданная кульминация, разрешающая весь фильм, но конфликта так долго не было, что зритель так и не просыпается и пропускает её.

Характерные сюжеты таких фильмов: «открытия/прозрения главного героя, уходящие корнями глубоко в воспоминия о тяжелом детстве», «срез жизни, который менее интересен, чем реальная жизнь», или фильм про «прикольных людей, которых я знаю».

Полнометражный фильм, маскирующийся под короткометражку

Если вы когда-то занимались отбором студенческих фильмов, вы заметили, что частенько лучшие фильмы — самые короткие. Может быть они — такая же фигня, как остальные, но меньше по времени — и тем уже хороши. Может быть, поскольку за один один вечер зрителям надо посмотреть множество студенческих фильмов, и публика благодарна за более короткий фильм, так как всё это мучение окончится раньше.

В короткометражке каждое мгновение драгоценно. Да и вам лучше сделать свой фильм короче, да лучше — и затраты меньше, и монтировать меньше, и даст вам больше времени, чтобы сосредоточиться и хорошо его разработать. Задайте себе вопрос при написании (и монтаже) — нужна мне эта сцена? Нужен ли этот момент? Что это даст зрителю? Не пытайтесь вложить в коротенький фильм смысл полнометражного. Покажите только необходимое, и идите, почивайте на лаврах.

Фильм одной шутки

Хорошая короткометражка должна состоять из нескольких хороших идей, а не из одной, растянутой на 15 минут. В любом случае, расскажите о том, что может быть интересно хоть кому-то, кроме вас. Сколько плохих студенческих фильмов я видел о неинтересной жизни самого режиссера! Прежде чем снимать, сделайте список всех «хороших идей» для сценария. У вас их должно быть много.

Видео-переход «герой входит в камеру»

Дурацкая затея. Герой идет на камеру, закрывает её до полного затемнения, а потом выходит, и идет в обратном направлении. О, какая свежая идея!

Фильм про засранца с пистолетом

Вы не Тарантино. Можете не пытаться — будет смешно.

Чрезмерное количество видео эффектов

Сведите использование наплывов («dissolves») к минимуму. Наплыв — совсем не синоним монтажного перехода. То же самое можно сказать о других специальных переходах. 1980-е годы прошли.

Искатели: в поисках истины

Есть несколько вариаций на эту тему:

1. Озадаченный ученый. В такой «истории» ученый отказывается от холодной науки ради чего-то теплого и неосязаемого, типа любви, Бога, морали, религии или свободной воли. В таких фильмах приводятся фальшивые объяснения научных фактов (снисходя до рассказа аудитории основ теории хаоса, большого взрыва, теории относительности и т.п.) Кинематографисты, пожалуйста: если вы хотите рассказать о чем-то подобном, и быть принятыми всерьез — по крайней мере, проведите исследование, чтобы не оскорблять знающих зрителей своим невежеством.

2. Про размолвку. Расстались со своим парнем/подругой? Пожалуйста, не делайте об этом фильм! Это опасно — эти самоанализы «почему мои бывшие меня кинули» с размышлениями о природе любви, природе человечества и т.п. редко интересны. Короче говоря, философские исследования жизни и отношений, обсуждаемые на абстрактном уровне почти гарантированно усыпят аудиторию.

Съемки отражения в зеркале

Это может быть вполне уместно, когда происходит в нужное время и обоснованно. Но этот приём стал одним из штампов студенческих фильмов. «Круто! Она берет зеркальце, мы снимаем его и видим в нем и её парня, который стоит сзади. Чувак, да ты гений!»

Бесконечные титры в конце фильма

Конечно, у вас куча людей, которых стоит поблагодарить, но пожалейте зрителей, которым приходится смотреть такого рода титры 10 фильмов подряд. Ага, мы видели титры длиннее самих фильмов!

Есть способы справиться с этим:

  1. Промотайте титры быстро, действительно быстро
  2. Маленький шрифт — это прекрасно
  3. Ну не каждый член команды нуждается в отдельной строчке
  4. Вам точно надо поблагодарить всех членов семьи поименно?

Сцена первая: герой просыпается.

Нет ничего плохого в том, чтоб начать фильм звонком будильника, его выключением, открыванием глаз, затем — зевок или «О, боже, я опоздал!» Но почему эта сцена так часто встречается? Это как если бы режиссер проснулся утром и подумал: «Вау. Это круто!» Ага, да, да, лучше спите дальше.

Источник: http://filmmaker.com/dumps.html

  1. Vanilla Man

    Офигительно! В свое время собирались снимать короткометражку и если бы мы не отказались от этой идеи, то обязательно использовали-бы три-четыре пункта из этого списка :)

    Октябрь 23rd, 2008 //
  2. bel

    Снимите, отчего же отложили, это ведь по приколу)

    Ноябрь 24th, 2008 //
  3. MaxG

    Не ошибается только тот, кто ничего не делает! =))))

    Сентябрь 18th, 2009 //
  4. Andrew The Stalker

    Автору — респект и уважуха! Так бы и сделал пару ошибок типа «Сцена первая: герой просыпается..» и «Игра с бровями». Согласен с большинством приведенными тут фактами (то есть ошибками). например про «крутой видеопереход» и про фильм в которой ничего не происходит. но вот насчет фильма про засранца с пистолетом…а может быть у меня получится? может я — дальний родственник Тарантино? XD

    Январь 2nd, 2010 //
  5. Зодчий

    Крайне субъективно написано о подборе музыки. Всё вышеперечисленное может быть удачно использовано, исходя из контекста, конечно же. И одинокая гитара и пианино, и тем более виолончель ипользуется масерами мирового кино и будет продолжаться использоваться. Важен больше сам музыкальнвй материал, а не инструмент, и уместность исользования этого материала.

    Апрель 25th, 2010 //
  6. Dan-i-la

    Вот с чего я начинал:
    http://www.youtube.com/watch?v=Y-2004thGPM
    там даже есть ролик который я делал для МТВ,
    если бы я только собирал материалы по сьёмке и ничего — ничего бы и не было.Только практика и ошибки помогут вам.То что я делаю сейчас — выставлю в канун Нового года.

    Ноябрь 11th, 2010 //
  7. 2do1t

    Ни о чем. Видимо автору просто надоело пересматривать студенческие короткометражки, вот он и решил высказаться. Все выше перечисленное может как очень удачно быть использовано так и бездарно. Но зачем загонять кого-то в рамки такими вот статьями? Автор, а что ж тогда нужно использовать? Какие такие приемы?

    Такая писанина может только оттолкнуть талантливого человека от своей идеи. Перечитав это человеку покажется, что все его идеи, которые он считал неплохими, есть ничто по мнению «авторитетного» (хотя какой он авторитет вообще?) автора. Не слушайте и не читайте таких писак, импровизируйте, пробуйте, показывайте друзьям, заливайте на ютюб. Делайте выводы из комментариев к конкретному видео. И стремитесь в следующий раз сделать лучше.

    Среди преподавателей, членов комиссий и жюри часто встречаются просто зацикленные, так ничего и не добившееся люди. Не стоит отчаиваться из-за их мнения и плохого настроения.

    Май 11th, 2012 //
  8. bel

    2do1t: ну да, всё это субъективно, раздражение автора от тысяч просмотров

    так что обращаем внимание только на рациональное, и всё будет пучком

    Май 16th, 2012 //
  9. Alex

    со многими вещами можно поспорить вплоть до посыла нах аффтара
    Дурацкая затея. Герой идет на камеру, закрывает её до полного затемнения, а потом выходит, и идет в обратном направлении. О, какая свежая идея! причём тут свежесть идеи? если это не вызывает разрыва шаблона и сливается в воображении зрителя(и автора) с предыдущим и следующим кадром, то за это можно даже похвалить автора. Это касается Вообще всего что связанно со словом «приём автора(режиссёра, оператора,и т.д.)». Если автор показывает что технически идеально, выполнил этот приём,но совершенно не к месту, то это конечно школоло и глупость, а если даже приём выполнен коряво, но зрителю трудно представить что может быть иначе, то аффтару опять респект.
    —про музыку сказано вообще ужасно безграмотно за то с «раздутым гондурасом».
    А может я хотел именно показать как мои друзья мнят себя звёздами но ужасно исполняют, а я решил словить с этого лулзы.
    Что же касается титров, то это бред сивой кобылы»не хочешь не смотри», а если профессия обязывает то извини, твои проблемы.
    и далее по титрам: даже предположение со стороны профессионала вроде «лучшие фильмы всегда самые короткие. Может это из-за того что в них мало титров?» это по меньшей мере неосторожно.
    Я лично просто просто не буду доверять оценке этого «профи».
    Но некоторые вещи должны быть высечены в граните:
    «Фильм одной шутки»
    Про затасканность некоторых сюжетов. Ведь творчество оно для того и творчество чтобы творить, удивлять.
    Игра актёров:
    тут часто бывает парадоксальная ситуация некоторые люди абсолютно не имеющие отношения ни к театру ни к кино выдают просто потрясающие перлы, и этих людей вокруг нас довольно много… но в кадре мы видим ужасное исполнение, даже не школьников а студентов профильных вузов, которые считают что актёрское мастерство — это выдавливание из себя эмоций. «не хочешь срать не мучай жопу»
    Чрезмерное количество видео эффектов особенно переходов, О_О это действительно не торт, очень редко можно творчески применить «художественный переход» (но можно! поэтому не выбрасывать окончательно! )
    Плохой звук
    действительно, хотя автор переборщил с уточнениями «чего нельзя» в честь чего и получил свою порцию йаду, но согласитесь треск хлопания капюшона или скрежет симпатичного колечка о камеру, зрителю не понравиться. Со звуком то же самое что и с раскадровкой: каки ми бы ни были извращения, главное чтобы не вызывали разрыва шаблона. Например влюблённые не могут ехать в лифте под стук колёс.

    Февраль 8th, 2013 //

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA изображение

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>